![](/foto/1.jpg)
Тиканова
Г. А. и ДжабраиловаГ. М. в ходе исследовательской
работы и частично-поисковой деятельности познакомили детей с атмосферой
и атмосферным давлением и его
влиянием на погоду. Учителя использовали учебное оборудование Prolog и
дифференцированные задания с экологическими задачами (Конспект урока и
презентация прилагаются).
Новые перспективы для развивающего
обучения открывает использование ЦОР, оно создает принципиально новые
возможности для формирования учебной самостоятельности младших школьников,
заключающихся в следующем:
![](/foto/2.jpg) ‑ возможность построения индивидуальной
образовательной траектории для ученика, организации его индивидуального
исследовательского действия, как в классе, так и дома; ‑ возможность создания условий для
самостоятельного выбора учащимся уровня сложности заданий, их самостоятельного анализа и
последующей коррекции; ‑ возможность организации широкого доступа
ученика к информационным источникам (энциклопедиям; словарям;
орфографическому справочнику для поиска способа проверки той или иной орфограммы; школьному
справочнику лингвистических терминов и пр.); ‑ возможность организации содержательной
коммуникации каждого ребенка с другими учениками класса в форме
письменной дискуссии, что влечет за собой естественное развитие письменной
речи; вступления любого ребенка в виртуальный диалог с персонажами
учебника, что повышает долю участия ребенка в процессе обучения и усиливает
учебную мотивацию. В содержание ЦОР входят демонстрационные
материалы (плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации,
видеоролики), учебные модули, материалы для практических занятий
(интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы, тренажеры) и
материалы для контроля и аттестации (тесты, контрольные работы).
Набор
цифровых образовательных ресурсов учителя начальных классов используют на всех этапах обучения
русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении,
контроле знаний, умений и навыков. Например, при изучении рода имен существительных по ходу объяснения
материала учитель организует работу, продемонстрировав учащимся
плакат-схему.
Рис. 1. Плакат-схема
для урока русского языка в начальной школе.
Изучение сложной темы «Предлоги» вызывает
у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на
плакат-задание, сопровождаемых красочными рисунками.
![](/foto/4.jpg)
Рис. 2. Плакат-задание для
уроков русского языка в начальной школы
Наибольший интерес у учащихся
вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката.
Благодаря этой особенности учитель начальных классов получает
дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно
акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на
данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить
ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто
формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их
самостоятельной формулировке.
![](/foto/5.jpg)
Рис. 3.1. Интерактивный плакат к учебнику русского языка
![](/foto/6.jpg)
Рис. 3.2. Интерактивный плакат к учебнику русского языка
Представленные в наборе ЦОР учебные модули помогают организовать
самостоятельную учебную работу учащихся.
Учебные модули с небольшим
количеством текста, но с достаточным количеством и качеством
иллюстративного материала, посвященные какому-либо понятию или группе
терминов в рамках одной темы курса, позволяют организовать как
демонстрацию, так и самостоятельную, практическую, а при желании — и
проверочную работу на основе использования данного типа ресурса. В этом
случае уместны задания типа — «подбери свои варианты иллюстраций
(названий)», «дополни схему», «подбери примеры на заданную тему». Учебным
модули помогут помочь в усвоении учебного материала детям, пропустившим
занятия по болезни или отстающим.
Для обеспечения разнообразных форм
практических работ учащихся учителя начальных классов используют игры, конструкторы и тренажеры.
Например, при изучении темы в 1 классе «Обозначение мягкости согласных на
письме с помощью буквы «ь», используется тренажер для отработки
орфографической зоркости.
![](/foto/7.jpg)
Рис. 4. Тренажер для
отработки орфографической зоркости
На уроках закрепления и обобщения
полученных знаний для контроля учителя используют различные тесты.
Это тесты, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его
автоматическую проверку.
Уроки с использованием
информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные
знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный
потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным.
Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний.
|